|
В тхеравадинской традиции
существует значительное число комментариев к текстам Типитаки, дающих
традиционное толкование тем или иным текстам Канона. Первые подобные
разъяснительные сочинения появились примерно в то же время, когда был
записан и сам Канон, т.е. в конце 1 в. до н.э., и продолжали появляться
и в более поздние времена. Основные комментарии, существующие ныне,
основаны, как правило, на древних, ныне утраченных текстах, написанных
некогда на старосингальском языке. Иногда содержащееся в комментарии
можно обнаружить в каноническом тексте канона другой школы буддизма, что
дает основание предполагать некий общий источник в прошлом.
Эти комментарии к
каноническим собраниям имеют традиционное название аттхакатха (Atthakatha),
что на пали означает «объяснение», «комментарий». Аттхакатхи
составлялись известными буддийскими учеными прошлых времен, среди
которых особенно выделяются Буддхагхоша и Дхаммапала. Практически каждый
раздел Типитаки получил свой комментарий, составленный тем или иным
прославленным последователем Будды.
Начиная с 4 в. н.э. начали
составляться своды комментариев; составляются они поныне. Как и в случае
с самой Типитакой, состав различных сводов порой сильно разнится. В
настоящее время существует несколько изданий собраний аттхакатх. Так,
например, известны тайское, бирманское и сингальское собрания, изданные
во второй половине XX в.
Традиционный состав
комментариев указан ниже в сводной таблице:
|
Раздел
Типитаки |
Аттхакатха (комментарий) |
Автор |
|
Виная-питака |
Самантапасадика
(Samantapàsàdikà) |
Буддхагхоша |
|
Патимоккха |
Канкхавитарани
(Kaïkhàvitaraõã) |
Буддхагхоша |
|
Сутта-питака |
|
|
|
Дигха-никая |
Сумангалавиласини
(Sumaõgalavilàsinã) |
Буддхагхоша |
|
Маджжхима-никая |
Папанчасудани
(Papa¤casådanã) |
Буддхагхоша |
|
Самьютта-никая |
Сараттхаппакасини
(Sàratthappakàsinã) |
Буддхагхоша |
|
Ангуттара-никая |
Маноратхапурани
(Manorathapåraõã) |
Буддхагхоша |
|
Кхуддака-никая: |
|
|
|
Кхуддакапатха |
Параматтхаджотика I
(Paramatthajotikà)
(I) |
Буддхагхоша |
|
Дхаммапада |
Дхаммапада-аттхакатха
(Dhammapada-aññhakathà) |
Буддхагхоша |
|
Удана |
Параматтхадипани I
(Paramatthadãpanã)
(I) |
Дхаммапала |
|
Итивуттака |
Параматтхадипани II
(Paramatthadãpanã)
(II) |
Дхаммапала |
|
Сутта-Нипата |
Параматтхаджотика II
(Paramatthajotikà)
(II)
Сутта-Нипата-аттхакатха
(Suttanipata-aññhakathà) |
Буддхагхоша |
|
Виманаваттху |
Параматтхадипани III
(Paramatthadãpanã)
(III) |
Дхаммапала |
|
Петаваттху |
Параматтхадипани IV
(Paramatthadãpanã)
(IV) |
Дхаммапала |
|
Тхерагатха |
Параматтхадипани V
(Paramatthadãpanã)
(V) |
Дхаммапала |
|
Тхеригатха |
Параматтхадипани VI
(Paramatthadãpanã)
(VI) |
Дхаммапала |
|
Джатака |
Джатака-аттхакатха
(Jàtaka-aññhakathà),
или
Джатакаттхаваннана
(Jàtakaññhavannana) |
Буддхагхоша |
|
Ниддеса |
Саддхаммападжжотика
(Saddhammapajjotikà) |
Упасена |
|
Патисамбхидамагга |
Саддхаммаппакасини
(Saddhammappakàsinã) |
Маханама |
|
Ападана |
Висуддхаджанавиласини
(Visuddhajanavilàsinã) |
Автор
неизвестен |
|
Буддхавамса |
Мадхураттхавиласини
(Madhuratthavilàsinã) |
Буддхадатта |
|
Чарияпитака |
Параматтхадипани VII
(Paramatthadãpanã)
(VII) |
Дхаммапала |
|
Абхидхамма-питака |
|
|
|
Дхаммасангани |
Аттхасалини
(Atthasàlinã) |
Буддхагхоша |
|
Вибханга |
Саммохавинодани, (Sammohavinodanã) |
Буддхагхоша |
|
Дхатукатха |
Панчаппакарана-аттхакатха,
(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà) |
Буддхагхоша |
|
Пуггалапаннятти |
Панчаппакарана-аттхакатха,
(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà) |
Буддхагхоша |
|
Катхаваттху |
Панчаппакарана-аттхакатха,
(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà) |
Буддхагхоша |
|
Ямака |
Панчаппакарана-аттхакатха,
(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà) |
Буддхагхоша |
|
Тикапаттхана
(Паттхана
I) |
Панчаппакарана-аттхакатха,
(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà) |
Буддхагхоша |
|
Дукапаттхана
(Паттхана
II) |
Панчаппакарана-аттхакатха,
(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà) |
Буддхагхоша |
Указанные выше в списке
комментарии – а это их минимальный набор – ныне можно найти в любом
издании комментариев к Типитаке, например, в тайском (1992). В ряд
изданий включаются также дополнительные тексты; это свойственно, в
частности, для бирманского и сингальского изданий, где сама Типитака
также включает в себя дополнительные тексты.
Из дополнительных книг
Кхуддаки, присутствующих в тайском и бирманском изданиях Типитаки –
Нетти, или Неттиппакарана, Петакопадеса и Милиндапаньха, – только Нетти
имеет свою аттхакатху.
Касательно различных
изданий аттхакатх заметим, что разные версии сборников могут отличаться
составом текстов. Так, например, в сингальском (Simon
Hewavitarne Bequest ed.) и бирманском (Chatthasangayana
ed.) изданиях дополнительно включаются следующие сочинения:
|
Основной
текст |
Аттхакатха (комментарий) |
Автор |
|
|
Висуддхимагга
(Visuddhimagga) |
Буддхагхоша |
|
Патимоккха
|
Канкхавитарани
(Kaïkhàvitaraõã) |
Буддхагхоша |
|
Нетти,
или
Неттиппакарана |
Нетти-аттхакатха
(Netti-aññhakathà) |
Дхаммапала |
|
Самантапасадика |
Винаясангаха
(Vinayasangaha) |
Сарипутта |
Кроме того, в сингальское
издание включается также
|
Основной
текст |
Аттхакатха (комментарий) |
Автор |
|
Паритта
|
Сараттхасамуччая
(Saratthasamuccaya) |
|
Об этих книгах мы
также упомянем в дальнейшем.
|